«Карская экспедиция 2015»

Прошедшее холодное лето и не самый теплый барахтный сезон определенно сподвигли к путешествиям в теплые края, но один из сотрудников ООО «Уралприбор» решил не греться на солнышке во время заслуженного отдыха, а отправиться в Арктику. Алексей Леонтьев, маркетолог группы маркетинга и сбыта Приборного завода принял участие в поисковой экспедиции на остров Белый, что в Карском море.

  «Карская экспедиция 2015»  — это 9 человек из 6 городов России  (Новосибирск, Новоуральск, Ноябрьск, Омск, Салехард, Севастополь). Ребят отбирали опытных и проверенных, которые принимали участие в поисковых и археологических работах.  Участие в экспедиции было добровольным. Также, стоит отметить, что это первая поисковая экспедиция в условиях Крайнего Севера. А цель поисковых работ была очень важной для истории и памяти о Великой Отечественной войне —  на острове площадью в 2 000 квадратных километров нужно было найти тела двадцати погибших пассажиров из  арктического конвоя советских судов «Белое море – Диксон №5» (БД-5), захороненных метеорологами в далеком  1944 году. Известно, что 3 из 4 кораблей конвоя были уничтожены 12 и 13 августа 1944 года немецкой подводной лодкой U-365. В результате этой трагедии погибло около 400 человек.
 арктическая пустыня
поиски братской могилы



Алексей проделал долгий шестичасовой путь на остров Белый из Салехарда на вертолете. Далее группа археологов держала свой путь к предполагаемому месту раскопок на вездеходе «ТРЭКОЛ», в поисковых работах ребятам помогали и новейшие разработки Новосибирских ученых. Они занимались активным поиском с металлоискателем сразу в нескольких точках острова, но самым сложным было копание десятков  кубометров песка в вечной мерзлоте.
Еще больший экстрим раскопкам в условиях Заполярья добавляло ежедневное соседство с белыми медведями, которых группа археологов совсем не смущала своим присутствием. Ребята видели и моржей, и оленей, а также очаровательных маленьких леммингов в их естественных условиях.
 
лемминг 



 И лето на острове достаточно суровое, температура не поднималась выше 12-15 градусов и дули северные ветра силой до 15 м/с.
Экспедиция, конечно же, увенчалась успехом. Ребята нашли деревянную лодку (кунгас), на которой в далеком 1944 году спасался экипаж парохода «Марина Раскова» (участник конвоя БД-5). Откапывать ее сквозь толщею вечной мерзлоты было тоже вызовом для небольшой группы археологов, но сохранилась она достаточно хорошо. Рядом с лодкой было найдено большое количество личных вещей. А чуть позже было обнаружено и само захоронение, в котором находилось 13 человек, их личности устанавливают сейчас судмедэксперты из Санкт-Петербурга и Салехарда. По окончании экспедиции останки экипажа конвоя были перезахоронены со всеми воинскими почестями на территории метеостанции острова Белый. На месте перезахоронения была установлена мемориальная плита в память о погибших в конвое БД-5.
 

 
Алексей уже не в первый раз принимает участие в археологических экспедициях, но раскопки такого масштаба и сложности были первыми для него. Вот что он сказал о раскопках на острове: «Этот бесценный опыт оставил только самые яркие воспоминания и впечатления. Сам остров Белый – сплошная Арктическая пустыня, будто кадры из постапокалиптических фильмов, где время застыло, где горизонт и небо невероятно близки, будто  рукой можно достать, где природа испытывает тебя на смелость и выносливость. Это суровый, но очень красивый край. Еще одно место памяти о великом подвиге российского народа».


2 комментария

avatar Как для вечной мерзлоты слишком много жидкой воды :)) Глобальное потепление такое глобальное… Белому медведю снега бы, а мало его о_О
avatar копали в день по 5 см — срезали мерзлоту, потом в течении дня на свежем воздухе ещё оттаивало немного, в общем воды много, а процесс шел крайне медленно

Оставить комментарий