27 ледяных суток

Высокоширотная экспедиция «Арктика — 2009» успешно завершилась. В течение 27 суток атомный ледокол «Ямал» ФГУП «Атомфлот» госкорпорации «Росатом» прошел по Арктическим морям и северному ледовитому океану более 3 тысяч миль, то есть примерно 5 тысяч километров.

 



В этот путь вошли: пять дней пути от Мурманска до станции «СП-36» (85°8' N, 25°4' W), затем пятидневная эвакуация станции, еще четверо суток напрямик через льды, буквально в ста километрах от Северного Полюса до точки высадки новой станции, «СП-37» (81°28' N, 164°1' W). После чего пятеро суток ушло на разгрузку новой станции, и только затем восьмидневный путь обратно в Мурманск с подходом к Ледяной бухте Новой Земли. Итого — 27 суток. На борту ледокола было 33 человека экспедиционного состава, 16 полярников будущей станции «СП-37» и 7 человек летного состава вертолета. С дрейфующей станции «СП-36» в плановом порядке были сняты 18 полярников, четыре собаки (два щенка родились прямо на льдине), более 150 тонн оборудования и материалов станции.

Баренцево море было первым нашим препятствием, мы прошли Землю Франца-Иосифа и Шпицберген, затем, наконец, появились льды. Если по чистой воде, воде без льдов мы шли «на всех парусах», то когда появились ледовые поля, пошли медленнее.

Как-то трудно представить себе, что находишься в центре океана и под днищем — четыре километра соленой воды – кажется, что все это материк, покрытый снегом, испещренный озерами и куда-то текущими реками. Ледокол со своих 21 узла переходит на среднюю скорость 10 узлов, но иногда мы останавливаемся или снижаем скорость до 3-4 узлов. Здесь, в центре Арктики, ледяной покров достигает в толщину двух метров и более. Льдины поражают своим цветом, он может быть розовым, синим, зеленым и даже фиолетовым. И по цвету можно определить возраст льдины.



Кроме своих прямых обязанностей, ледокол совершил две незапланированных остановки: сначала его экипаж принял участие в операции по эвакуации группы археологов, которые подали сигнал бедствия с архипелага Новая Земля, затем на атомоход приняли заболевшего члена экипажа с атомного ледокола «Россия». После чего, наконец, корабль прибыл в Мурманск, где экспедицию встретил Специальный представитель Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Герой России Артур Чилингаров:
«Мне искренне приятно, что эта экспедиция, которая имеет колоссальное значение для отечественной науки, вызвала большой интерес со стороны СМИ. Полярники снова становятся героями».
Полярная экспедиция
Слева направо: Герой России Артур Чилингаров, капитан атомного ледокола «Ямал» Станислав Румянцев, начальник экспедиции «Арктика-2009» Владимир Соколов

Дрейфующая станция «Северный полюс — 37» официально начала работу 7 сентября. В этот день на льду развертываемой станции «СП-37» начались метеорологические наблюдения. Скорость дрейфа станции — 1 километр в час. Современная дрейфующая станция представляет собой небольшой поселок. Для полярников за считанные часы строятся домики, а также склады для размещения аппаратуры, оборудования, других припасов, запускается дизельная радиостанция. Дел у жителей дрейфующей станции и после хватает. В среднем за год на станции «Северный полюс» выполняется более 600 измерений глубин океана, до 4 тысяч метеонаблюдений, 600 — 650 выпусков шаров-пилотов, несущих радиозонды, до 1,5 тысяч измерений.

Дрейфующая станция "Северный полюс - 37"

Уникальный комплекс исследований, который сегодня существует на дрейфующей станции, это, в первую очередь, исследование атмосферных процессов, ледяного покрова океана и взаимодействия их совместной динамики — без этих наблюдений просто невозможно, — говорит начальник высокоширотной арктической экспедиции Владимир Соколов.

Федор Буйновский, специально для «Вестника АТОМПРОМа»
  • 0
  •  ()

0 комментариев

Оставить комментарий