Военные мешают утилизации плавбазы Лепсе

Самое опасное плавучее хранилище отработавшего ядерного топлива десятый месяц стоит у причала судоремонтного завода «Нерпа», а работы по его разделке так и не начинаются.


В сентябре прошлого года плавучее хранилище отработавшего ядерного топлива «Лепсе» было отбуксировано от базы Атомфлота к причалу завода «Нерпа», где должна была производиться разделка корабля. К этому процессу судно было полностью подготовлено Атомфлотом.

— Все люки на судне заварены, кроме главного входа, внутри проведена дезактивация помещений, установлена дополнительная биозащита, выгружены отходы которые возможно было выгрузить, — сообщил заместитель главного инженера «Атомфлота» Олег Халимулин.

Однако утилизация плавучей базы так и не началась. И виновато в этом не судоремонтное предприятие, а министерство обороны.

Дело в том, что единственная стапельная плита, которая подходит для проведения очень сложного комплекса работ с «Лепсе», занята другим легендарным кораблем — первой советской атомной подводной лодкой К-3.

Её судьбу министерство обороны не может решить уже 5 лет. Варианта два — утилизировать или установить в Петербурге как памятник. За музей выступает военно-морская общественность страны. Однако все эти годы Минобороны отказывается финансировать любые работы с лодкой. А «Нерпе» даже не куда её переставить – все подходящие места заняты.

— За пять лет никто ничего реально не сделал, что бы решить вопрос К-3. В настоящее время ведутся переговоры между Росатомом и Минобороны. Мы подключили к ним Российское Географическое общество, которое было инициатором превращения К-3 в музей.( Кстати председателем РГО является министр обороны Сергей Шойгу). Мы ждем, что военные наконец-то поймут, что мешают реализации очень серьезного международного проекта, в который вложены огромные усилия, — поясняет главный инженер судоремонтного завода «Нерпа» Георгий Нейман.

На днях эту проблему ещё раз обсудили участники рабочей группы «Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области».

Специалисты уверены, что в случае переноса сроков утилизации «Лепсе» могут возникнуть проблемы с международным финансированием проекта, и Россия вновь покажет себя не с лучшей стороны.

— Как известно деньги на проект «Лепсе» выделялись группой стран – спонсоров. Оператором этих средств является Международный банк реконструкции и развития. Недавно его представители сообщили, что эти деньги лежат на счёте в ожидании начала работ. Но где гарантии, что в их не отзовут страны-спонсоры? Они же не могут бесконечно ждать начала разделки, — беспокоится ответственный секретарь совета Сергей Жаворонкин.

В сложившейся ситуации остается только надеяться, что переговоры о судьбе К-3 завершатся хотя бы в этом году, и лодка освободит место для «Лепсе». А пока в проекте происходит вынужденный простой.

Общественный совет договорился с властями ЗАТО Александровск, где находится срз «Нерпа» о проведении повторных общественных слушаний по оценке воздействия проекта по утилизации плавтехбазы на окружающую среду.

Их цель — ознакомить население с тем, что и как будет делаться. Ведь сотрудникам «Нерпы» предстоит не просто разрезать корабль на куски, а ещё и выгрузить из него полуразрушенные топливные сборки. Это самая опасная часть работы и понятно, что она вызывает опасения местных жителей.

Говоря о проекте утилизации теплохода «Володарский» эксперты не предвидят проблем, с которыми столкнулось судно «Лепсе». «Володарский» являлся хранилищем твердых радиоактивных отходов.

ФГУП «Атомфлот» несколько лет готовил его к утилизации. После этих работ от корабля остался только корпус. Сейчас ведется подготовка его к перегону в Сайда–губу, где он будет разрезан и захоронен под многотонными бетонными плитами, рядом с реакторами атомных подлодок. Займется этими работами предприятие СЕВРАО, с которым Атомфлот заключает соответствующий договор.

В Сайда-губе место для «Володарского» было запланировано давно. Рядом с судном найдет покой и третье по счету плавучее хранилище «Атомфлота» – плавтехбаза «Лотта». Вопрос о её утилизации встанет в следующем году. Как сообщили руководители предприятия, проект уже готов, финансирование запланировано.
Беллона.ру

1 комментарий

avatar
  • FIO
  • 0
С другой стороны

Оборонная судоверфь Севмаш подписала с Министерством обороны России контракт на ремонт и модернизацию тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», пришвартованного у причала судоверфи с 1999 года, сообщает руководитель пресс-службы завода Екатерина Пиликина.
«Тактико-техническое задание по модернизации крейсера «Адмирал Нахимов» утвердил министр обороны Сергей Шойгу», – сообщила Екатерина Пиликина, передает ИТАР-ТАСС.
Документ подписали замминистра обороны России Юрий Борисов и гендиректор предприятия Михаил Будниченко.
«Сейчас на предприятии начался подготовительный этап: монтаж систем технологического обеспечения, освидетельствование и дефектация оборудования паропроизводящей и паротурбинной установки, а также демонтаж узлов и агрегатов. 70% демонтированного оборудования подлежит замене», – отметил начальник управления ремонта, модернизации и гарантийного надзора Севмаша Сергей Хвиюзов.
Как информировал первый заместитель гендиректора северодвинской судоверфи Сергей Маричев, объем работ на ТАРК сравним с объемом работ по ремонту и модернизации авианосца «Викрамадитья» для ВМС Индии.
«Адмирал Нахимов» должен стать самым современным атомным крейсером в ВМФ. На нем будут установлены современные виды вооружений.
По данным пресс-службы, ближайший серьезный этап работ на корабле – докование в гидроузле. Оно запланировано на 2014 год. В соответствии с заключенным договором корабль должен войти в боевой состав флота в 2018 году.

Оставить комментарий