Затопленную АПЛ К-27 поднимут и утилизируют

24 января 2013 года в Москве на ФГУП «РосРАО» состоялся межведомственный семинар «Обзор научно-технических проблем и поиск их решения при подъеме и дальнейшем обращении с АПЛ К-27». Основная цель семинара — рассмотреть широкий спектр проблемных вопросов и выработать предложения по дальнейшему обращению с АПЛ К-27 для Правительства Российской Федерации.


Обзор и оценку проблем, связанных с затопленными в Арктике объектами, представил академик Ашот Аракелович Саркисов (ИБРАЭ РАН). По его словам, в арктических морях на относительно небольшой территории сконцентрирован значительный объем радиоактивных веществ, в том числе ядерного топлива: три АПЛ с шестью реакторами, два реакторных отсеках с четырьмя реакторами с ОЯТ, один реактор в Новоземельской впадине, экранная сборка ледокола «Ленин» с ОЯТ, более 700 конструкций и блоков реакторных отсеков, 19 судов, а также 17 тыс. контейнеров с твердыми РАО. Ситуация усугубляется тем, что в России нет единого ведомства, несущего ответственность за все эти затопленные объекты, до сих пор не сделаны прогнозы и оценки выхода радионуклидов в морскую среду и их переноса по морю. И, наконец, нет единой концепции и программы решения проблемы в целом.

Необходим комплексный подход к решению проблемы, чтобы избежать стратегических ошибок и финансовых потерь. 

Начать решение проблемы затопленных в Арктике опасных объектов необходимо с подъема АПЛ К-27, на которой, по расчетам, может существовать реальная угроза возникновения самоподдерживающейся цепной реакции в случае попадания забортной воды в активную зону. Кроме того, с течением времени защитная оболочка постепенно теряет прочность, и через 10-15 лет поднять К-27 уже будет затруднительно.


Начальник лаборатории ГНЦ РФ – ФЭИ Иван Сомов рассказал о технических особенностях АПЛ К-27. Изготовители силовой установки подлодки – ОКБ «Гидропресс» и ОКБМ им. Африкантова – создали реактор на промежуточных нейтронах, охлаждаемый эвтектическим сплавом свинца и висмута. Это была первая атомная подлодка с жидкометаллическим теплоносителем, на которой фактически нарабатывался опыт эксплуатации судовых реакторов такого типа.

По сравнению с подводными лодками того времени, оборудованными водо-водяными реакторами, АПЛ К-27 имела ряд преимуществ: повышенная скорость, лучшая динамика и, как результат, более высокая маневренность. К негативным сторонам работы установки с ЖМТ относились постоянное образование радиоактивного 210Po и необходимость проведения регенерации сплава, то есть очистки его от шлаков, окислов и примесей (сегодня эти проблемы решены).
foto.rambler.ru

Подлодка была спущена на воду 1 апреля 1962 года. Во время эксплуатации на ней произошли две нештатные ситуации с радиоактивными выбросами, и в 1968 году ее машины и механизмы были остановлены и законсервированы. 10 сентября 1981 года АПЛ К-27 была затоплена в Карском море у восточного побережья Новой Земли.

В 2012 году в район затопления АПЛ К-27 было отправлено две экспедиции, которым посвятил свой доклад начальник лаборатории Курчатовского института Алексей Казеннов. Их целью была, помимо прочего, оценка радиационной обстановки вокруг АПЛ, чтобы выяснить возможность более детального обследования с помощью водолазов.

В ходе российско-норвежской экспедиции (9-11 сентября) АПЛ была полностью осмотрена по левому борту. Во время следующей экспедиции под эгидой МЧС лодку осмотрели по правому борту и произвели оценку радиационной обстановки. По результат этих исследований был сделан вывод, что использование водолазов для проведения КИРО возможно уже сегодня, но перед этим следует провести еще одно обследование. Необходимы также исследование свойств грунта, на котором лежит АПЛ, радиационное обследование поверхности прочного корпуса и создание 3D-модели подлодки, а также гидрологические обследования. Кроме того, нужно разработать программу и методику проведения КИРО и меры радиационной безопасности.

Для выполнения работ Алексей Казеннов предложил создать рабочую группу из представителей «Росатома» и организаций, имеющих опыт морских экспедиционных работ. Начав с АПЛ К-27, она впоследствии могла бы исследовать и другие затопленные объекты. Первый на очереди – АПЛ К-159, с которой предстоят более сложные работы, поскольку она лежит на значительной глубине (около 250 м).

Тему продолжили представители «РосРАО», МЧС России, Института океанологии РАН. Они рассказали о мониторинге потенциально опасных объектов в Карском море, международном сотрудничестве, судовом и геолого-геофизическом обеспечении работ по обследованию АПЛ К-27 и намеченной на август 2013 года следующей экспедиции к месту ее затопления. Представители ФГУП «РосРАО» поделились практическим опытом обращения с аварийными реакторами с жидкометаллическим теплоносителем, полученным в Гремихе. По словам и.о. генерального директора предприятия Тимура Коптева, этот опыт, а также созданная в процессе работ инфраструктура и подготовленные кадры обеспечат своевременное, эффективное и безопасное обращение с ОЯТ АПЛ К-27.


С техническими предложениями по подъему АПЛ К-27 выступил Алексей Крамаренко, директор НИИ спасения и подводных технологий Военно-ученбного научного центра Минобороны РФ, где действует единственное в России подразделение, специализирующееся на подъеме затонувших объектов.

Исходя из наличия технических средств, он выделил три возможных варианта подъема АПЛ: с использованием кранового судна большой грузоподъемности, стальных судоподъемных понтонов или продуваемых подъемных модулей. Как сообщил докладчик, по совокупности факторов (порядка 20 критериев) предпочтительным является первый вариант, однако для его быстрой реализации нужна иностранная помощь, поскольку Россия не располагает соответствующими техническими средствами. Подъем с помощью продуваемых модулей позволит сократить объем водолазных работ. Однако все три варианта технически возможны.

Алексей Крамаренко выразил уверенность в успехе операции подъема АПЛ К-27, напомнив в качестве примера успешный подъему АПЛ «Курск» в 2001 году. «После подъема «Курска» для нас нет нерешаемых задач», отметил он.
Комментарии участников семинара:

Алексей Казеннов, начальник лаборатории НИЦ «Курчатовский институт»:

    «Таким образом, перед Правительством Российской Федерации следует поставить вопрос о возможности скорейшего подъема и утилизации АПЛ К-27. При этом первоочередной задачей является организация комплексного инженерного обследования АПЛ для определения фактического состояния корпуса лодки и донного грунта. Полученные результаты должны стать основой для разработки проекта подъема. Данные исследования могут быть выполнены в рамках плановой экспедиции МЧС России в сентябре 2013 года.». Далее...

Иван Сомов, начальник лаборатории нейтронно-физических исследований ФГУП ГНЦ РФ-ФЭИ:

    «Что касается радиационных рисков, то для персонала они управляемые. Поэтому все работы по подъему АПЛ и ее утилизации, а также разборки реакторов и активных зон с целью возвращения в ядерный цикл высокообогащенного топлива необходимо выполнять только после обоснования их безопасности». Далее...

Борис Степеннов, начальник отдела НИЦ «Курчатовский институт»:

    «Международное сотрудничество могло бы также способствовать успешному подъему подлодки. Из трех вариантов, рассмотренных на семинаре в «РосРАО», с точки зрения сокращения сроков работ, наиболее предпочтителен подъем с использованием кранового оборудования, которым располагают зарубежные страны. Другие сценарии рассчитаны на более длительное время, кроме того, требуют изготовления нестандартного оборудования, что повлечет существенные затраты». Далее... 

Источник atomic-energy.ru

1 комментарий

avatar
  • Olga
  • 0
Это хорошо, что утилизацией АПЛ занялись со всей ответственностью.

Оставить комментарий