Инновация в процессе подготовки персонала для строящихся энергоблоков Нововоронежской АЭС

Этапы созидания

Пока в Нововоронеже полным ходом шли монтаж оборудования и пуско-наладочные работы на энергоблоке № 6, специалисты учебно-тренировочного подразделения атомной станции параллельно с интенсивной подготовкой оперативного персонала энергоблока с реактором типа ВВЭР-1200, внедрили новые технические средства обучения. Еще в начале 2015 года принят в эксплуатацию виртуальный голографический макет строящейся четвертой очереди Нововоронежской АЭС, разработанный для системы виртуальной реальности NettleBox.

Голографические макеты – это одна из новейших тенденций в архитектурной и инженерной презентации, результат интеграции современных технологий компьютерной графики и аппаратных решений.
Технология позволяет создать у зрителя иллюзию того, что перед ним находится реальный, обозреваемый со всех сторон объект. Виртуальные голограммы выдают очень реалистичную картинку, почти не отличимую от традиционных макетов из пластика, но, в отличие от них, обладают массой возможностей, реализуемых с помощью компьютерной графики.


Первое, что производит впечатление, помимо реалистичности, – это очень широкие возможности в управлении виртуальным макетом. Для этого можно использовать iPad, тачскрин или обычную клавиатуру. Перемещаясь по макету и изменяя масштаб, пользователь может при максимальном отдалении увидеть сразу всю площадку четвертой очереди Нововоронежской АЭС и прилегающую территорию общей площадью около 450 гектаров. А при максимальном приближении – «разрезать» здания по отметкам, заглянуть внутрь сооружений, рассмотреть мелкие детали оборудования: вентили, клапаны, вплоть до гаек на реакторной установке. Кроме того, голографический макет позволяет анимировать объекты и задавать любое поведение для них.
Например, есть возможность показать процесс производства электроэнергии в динамике, да и вообще «оживить» сам голографический макет. И вот на территории АЭС уже ходят люди, движутся машины. А ещё есть возможность выводить подсказки и контекстную информацию по зданиям пускового комплекса и оборудованию, причём на разных языках, что весьма полезно при проведении презентаций на международном уровне и работе на выставках.


Голографические макеты
 – одна из новейших тенденций в архитектурной и инженерной презентации проектов
Приятно отметить, что голографические макеты NettleBox – это полностью российская разработка, по техническим характеристикам не имеющая аналогов в мире. Ядром NettleBox является высокоскоростная (900 FPS) и высокоточная (~1 мм) система трекинга с уникальным механизмом полной компенсации задержки, благодаря чему достигается высокая стабильность виртуальных объектов и погружение в виртуальную реальность проходит для пользователей естественно и комфортно.
Вот как оценивает перспективу внедрения новых технологий в процесс обучения оперативного персонала АЭС заместитель главного инженера по подготовке персонала, начальник УТПВладимир Лобанов:
– 3D-изображение находится вне экрана – оно как будто висит в воздухе. Это вызывает любопытство, и его хочется потрогать руками. Изображение можно приблизить, отдалить, словом, развернуть картинку как угодно. Можно получать изображение послойно, в любых срезах проекции. Можно перемещаться из помещения в помещение, как в видеоигре.
 
3D-голограмма – очень современный и многофункциональный продукт. С точки зрения обучения персонала, эта программа интересна свойством объемного моделирования. Особенно 3D-голограмма полезна при проведении первичной подготовки и поддержания квалификации персонала четвертой очереди Нововоронежской АЭС. В программу подготовки на должность и обучения обязательно включен реактор, парогенератор, компенсатор объема – словом, те элементы, которые обучаемый, может, никогда и не увидит, потому что это оборудование первого контура, где присутствует ионизирующее излучение. В процессе строительства энергоблока, пока оборудование «чистое», можно своими глазами увидеть и даже руками потрогать. А что делать, если это оборудование уже находится в работе? Внутрикорпусное устройство реактора ещё можно увидеть во время перегрузки топлива, когда идёт планово-предупредительный ремонт. А вот в компенсатор объема уже не заглянешь. Активную зону реактора руками не потрогать. С этой точки зрения, достоинства новой визуализированной технологии неоспоримы. Обучаемый с помощью такого инструмента может «прокрутить» активную зону, разложить её на элементы, взять тепловыделяющую сборку и разложить её вплоть до урановой таблетки. Тут же прописаны все характеристики элементов оборудования. И вся техническая информация об узлах и деталях будет буквально «парить в воздухе», и её можно прочитать, услышать голосом диктора.


Технология голографии создает иллюзию реального, обозреваемого со всех сторон объекта

Я, конечно, говорю о новом блоке с ВВЭР-1200. По моему мнению, на старые блоки с продленными сроками эксплуатации нет необходимости делать что-то подобное. Там работает обученный и опытный персонал. А вот для новых блоков с ВВЭР-1200 это актуально. Особенно, если учесть, что концерном «Росэнергоатом» принята концепция о подготовке персонала российских и зарубежных АЭС на референтных энергоблоках Нововоронежской и Ленинградской АЭС. В 2015 году в УТП Нововоронежской АЭС прошли обучение 4 группы иностранных специалистов из Турции, Иордании, Вьетнама и Белоруссии.
Предлагаемая для обучения персонала технология крайне интересна. Инструктор УТП может использовать ее как при обучении конструкции оборудования и систем АЭС, при этом он один управляет 3D-моделью, а остальные видят изображение на мониторах (или одном большом экране), так и при самоподготовке обучаемых. 
Мы всегда были заинтересованы во внедрении в нашу практику прогрессивных методов обучения. Если один раз сделать обучающую систему по основному оборудованию с использованием голографических технологий, то потом её можно тиражировать для нужд и других АЭС с небольшими изменениями. Компьютерная обучающая система (КОС) – это не просто показ картинки и рассказ об устройстве оборудования. Это технология с обратной связью: после прохождения обучения по определенной теме, обучаемый отвечает на вопросы с целью контроля достижения целей обучения.
Внедрение такой инновационной обучающей системы поможет нам поднять планку подготовки оперативного персонала АЭС на следующий качественный уровень.

Павел Коваленко

2 комментария

avatar Сделано у нас! )
avatar Все мы можем

Оставить комментарий


Введите символы с рисунка: