Tesla приведет мир на порог энергетического апокалипсиса. Или нет?


В ноябре гендиректор компании Tesla Илон Маск представил футуристический пикап Cybertruck. Он стоит от 40 тыс. долларов и разгоняется за считанные секунды. За несколько дней число предзаказов на него превысило 200 тыс. Что интересного в Cybertruck и как может измениться энергопотребление с ростом количества электромобилей – рассказываем.

Вечером 21 ноября в Лос-Анджелесе прошла презентация электрического пикапа Cybertruck. Он будет выпускать в трех вариантах. Главное отличие — дальность хода на одной зарядке в 400, 480 и 800 км. У разных версий и разное количество двигателей — от одного до трех. Зарядить пикап можно от терминалов постоянного тока мощностью до 250 кВт.

По словам самого Илона Маска, на необычный дизайн автомобиля повлияли фильмы «Шпион, который меня любил» о Джеймсе Бонде и «Бегущий по лезвию». Но позже он дал и более прагматичное объяснение. Корпус настолько прямоугольный, потому что иначе невозможно штамповать сверхтвердую сталь 30х — она ломает штамповочный пресс. Даже ее сгибание требует глубокой проработки на внутренней стороне изгиба.

Пассажиры пикапа будут чувствовать себя в полной безопасности. Корпус сделан из сверхтвердой холоднокатаной нержавеющей стали, а стекла бронированы по собственной технологии компании. Металл способен якобы выдержать выстрелы 9-миллиметрового пистолета. Правда, когда глава Tesla попросил помощника бросить в стекло машины металлический шар, оно треснуло.

Стоимость пикапа начинается от 39900 долларов. Самая продвинутая версия за 69900 долларов разгоняется с места до 96,5 км/ч за 2,9 секунды. Максимальная скорость — 209 км/ч. Весит автомобиль 1588 килограммов. Все версии оснащены автопилотов и функцией автопарковки. Илон Маск отдельно подчеркнул феноменальную мощность Tesla Cybertruck, показав видео, где тот с легкостью тащит за собойпикап Ford F150, который пытается ехать в другую сторону. Предзаказы на новинку уже открыты, но производство первых двух модификаций стартует только в конце 2021 года, третьей – вовсе в 2022-м.


А где розетка?


Все это, конечно, впечатляет, но давайте разберемся с очень важным вопросом – зарядкой электромобилей. В США с этим проблем нет, по всей стране разбросаны станции быстрой зарядкитак же, как у нас АЗС. Много фирменных Tesla Supercharger мощностью 120 кВт, реже – 250 кВт. На сегодня в разных странах установлено 630 тыс. станций.

Как это работает: вы подъезжаете, втыкаете кабель, идете по своим делам и примерно через 20 минут машина готова продолжить путь. А чтобы полностью зарядить ее с нуля при 120 кВт потребуется 75 минут. Это, конечно, значительно дольше, чем залить бензин.

В России станции быстрой зарядки хоть и есть, но их крайне мало. В той же Москве на данный момент их пять мощностью 50 кВт (по данным plugshare.com). Так как емкость батарей для Cybertruck не уточняется, то рассмотрим самый популярный литий-ионный аккумулятор Tesla емкостью 85 кВт⋅ч. Это значит, чтобы его зарядить, нужно в течение часа подавать 85 кВт. Конечно, в реальности существуют потери, но мы их не будем учитывать.

Представим, что мы заехали на Tesla Model S на станцию в Москве. Во сколько нам обойдется зарядка, допустим, на 400 км хода?

В 2019 году средний тариф на электричество в Москве – 5,47 рублей за кВт⋅ч.

85 * 5,47 = 464,95 рублей за одну полную зарядку

Стоимость на 100 километров: 464,95 / 4 = 116,2 рублей.

А теперь сравним с расходом топлива обычной легковушки при движении по городу – 7,5 литров на 100 километров. Цена одного литра 95-го – примерно 46 рублей.

Стоимость на 100 километров: 7,5 * 46 = 345 рублей.

Предположим, что в месяц автомобиль пробегает 1000 километров. Тогда:

Стоимость зарядки электромобиля Tesla: 116,2 * 10 = 1162 рубля

Стоимость зарядки легковушки бензином: 345 * 10 = 3450 рублей


Нагрузка на сети


Спрос на электромобили растет – в этом году было продано 2,5 млн машин во всем мире. По прогнозу Bloomberg, к 2025-му их количество вырастет 10 млн, к 2030-му – до 28 млн, а 2040-му – до 55 млн. У экспертов есть опасения, что увеличение продаж приведет к увеличению спроса на электроэнергию. Однако скорее изменится нагрузка на электросеть, так как большинство владельцев машин будут ставить их на зарядку по возвращению домой с работы. Коммерческий транспорт также будут заряжать ночью. Так может ли бум электромобилей привести к блэкауту в России?

Давайте посчитаем. В 2018 году выработка электроэнергии в нашей стране составила 1070,9 млрд кВт⋅ч, а потребление – 1055,6 млрд. На конец года общая установленная мощность электростанций ЕЭС России – 243243,2 МВт.

В Москве и области выработка – 71443,7 млн кВт⋅ч, потребление – 108212,4 млн кВт⋅ч. Зарядить Tesla Model S полностью на одной из столичных станций можно примерно за 1 час 40 минут. А чтобы зарядить 100 тыс. таких автомобилей, потребуется 8,5 млн кВт⋅ч. Это небольшая прибавка к общему потреблению, поэтому сбой в энергосистеме вряд ли возможен.

Текст: Анастасия Филиппова

0 комментариев

Оставить комментарий