Образование в атомной отрасли, как избежать дефицита кадров?

Потребность человечества в энергетических ресурсах постоянно растет, и это делает развитие атомной отрасли неизбежным. Ведь до сих пор атомная энергия – самый надежный поставщик энергии, придуманный человечеством. Интерес к отрасли – явление общемировое, и его легко можно объяснить уникальными возможностями атомной энергетики: она не создает большого объема выбросов углекислого газа, способна восполнить потребность в энергоресурсах постоянно растущего населения планеты, позволяет странам укреплять свою энергетическую независимость. 

Все чаще атомную энергетику рассматривают как основу сбалансированной энергетической стратегии, наряду с технологиями использования возобновляемых источников энергии, повышением эффективности энергозатрат и разумным подходом к управлению глобальными запасами ископаемых видов топлива, объемы которого ограниченны. Причем глобальные инвестиции в атомную энергетику не останавливает тот факт, что между первоначальным планированием до начала эксплуатации атомной станции проходит довольно долгий период времени.

Весьма амбициозные планы на атомную отрасль сегодня и у России: программа развития атомной энергетики до 2030 года включает строительство 38 новых энергоблоков в России и 20 блоков за рубежом. И здесь во всей красе поднимается вопрос подготовки кадров – тот необходимый род инвестиций, который,  как и финансовые вливания, дают весьма  не скорую отдачу.

Проблема человеческих ресурсов актуальна в любой отрасли. И будет оставаться такой, до тех пор, пока не найдена адекватная замена человеку. Причем есть мнение – что решать задачи такого масштаба пока нам не по силам. Однако в атомной отрасли, как нигде важен уровень квалификации этих самых кадров: ведь человеческий фактор напрямую связан с обеспечением безопасности. И от того, насколько эффективно будет решен кадровый вопрос, зависит какой мы увидим отрасль через пять, десять, пятнадцать лет, насколько способны будем конкурировать на мировом рынке.  Такие проблемы, как старение трудовых ресурсов и сокращение числа молодых специалистов, нехватка инженерно-технических и научных кадров — актуальны для всех участников рынка атомной энергии. Необходимо найти баланс между потребностью развивающегося рынка атомной энергетики и рынком образования, готовящим кадры для этой отрасли. Решить такую задачу по силам только объединив усилия правительства РФ, промышленности и университетов.

Сегодня основной целевой заказ для профильных учебных заведений создается госкорпорацией «Росатом». 13 вузов страны ведут подготовку специалистов для предприятий «Росатома», из которых наиболее «заточенными» на отрасль являются Национальный исследовательский ядерный институт «МИФИ» и Нижегородский государственный технический университет.  Во всех этих учебных заведениях работают высококвалифицированные кадры, ведущие специалисты отрасли. Имеется богатейшая экспериментально-технологическая база, бесценная для обучения и тренинга. Использование ее, а что еще более важно – опыта уникальных специалистов, проработавших в отрасли многие годы, дает реальную возможность превращения их знаний в востребованный продукт не только российского, но и мирового образовательного рынка.

Как повысить привлекательность «Росатома», как работодателя, какую пользу для атомной отрасли может принести реформа образования, какие методы необходимо использовать, чтобы привлекать интерес к отрасли еще со школьной скамьи – эти, и другие вопросы обсуждали участники круглого стола: «Кадры для атомной отрасли: как избежать дефицита?», прошедшего 16 мая 2012 года в режиме видеоконференции более чем в 25 точках России. Участниками конференции стали специалисты предприятий кадровой отрасли, филиалов национального ядерного исследовательского  университета «МИФИ», региональных информационных центров по атомной энергии. Модераторами круглого стола выступили главный редактор журнала «Атомная энергия», вице-президент Российского научного центра «Курчатовский институт», академик РАН, академик АН СССР, доктор технических наук Николай Пономарев-Степной, ректор НИЯУ МИФИ, доктор физико-математических наук Михаил Стриханов и руководитель образовательных проектов Госкорпорации «Росатом» Валерий Карезин.

6 июня 2012 года в Москве, в рамках работы Международного форума «АТОМЭКСПО – 2012», обсуждения этой интересной для атомщиков темы продолжится на тематической молодежной сессии форума «Молодежь в науке. Международные аспекты».

 

 

2 комментария

avatar Спасибо, что поправили, Томский политех для атомщиков конечно в числе профильных!
avatar Наиболее заточенными являются МИФИ и Нижегородский государственный университет. А как же Томский политех?

Оставить комментарий