Гремиха: трудная судьба уникальной гавани

Последний транспортно упаковочный пакет (ТУК-18) с отработанным ядерным топливом водо-водяных реакторов атомных подводных лодок доставлен на базу Атомфлота из Гремихи. В ближайшее время контейнеры с ОЯТ, хранившиеся на территории бывшей базы Северного флота последние 60 лет, отправятся на переработку на ПО «Маяк».

История Гремихи, а когда-то Йоканьгской военно-морской базы, полна выдающихся событий. Следы первых поселений относятся к 6 тысячелетию до нашей эры – климат Заполярья в те времена был куда теплее и суше, чем сейчас и привлекал на берега многочисленных рек первых охотников и рыболовов. В конце второго тысячелетия здесь формировалась финно-язычная народность – древние саами, расселившиеся впоследствии по всему северу Европы. Самые ранние упоминания о корабельных становищах на Йоканьгском заливе относятся еще к 16 веку. В 1894 году, прибывший в Мурманск по поручению Николая II российский Министр финансов С.Ю. Витте, обозначил самый крупный из Йоканьгских островов Безымянный, как подходящую незамерзающую гавань, удобную для строительства большого военного флота. Но вплоть до начала Первой мировой войны, о Йоканьгском поселении никто не вспоминал. В марте 1915 года Совет министров Российской Империи одобрил приказ о строительстве военно-морской базы на Йоканьгском рейде. Однако к семнадцатому году строительство базы было остановлено, а в 1919 на ее месте возникла каторжная тюрьма, также просуществовавшая не долго. Уникальным является тот факт, что в тюрьме не было внешней охраны – бежать 300 верст по бескрайним болотам никто бы не решился. В 1938 году село Йоканьга (на саамском йок-река, кайн – зимняя дорога) было переименовано в Гремиху, по названию местного ручья.

Расцвет поселка начался в 1940 году, когда для защиты коммуникаций на подходе к Белому морю было решено создать здесь базу Северного флота. В этом же году в Гремихе появились первые корабли Северного пограничного отряда. 22 июня 1941 года был подписан приказ о создании в составе Беломорской флотилии Йоканьгской военно-морской базы, в состав которой вошли сторожевые суда рыболовецкого флота и катера, которых с моря прикрывали две подводные лодки. Задачей кораблей было несение дозорной службы и конвоирование транспорта в своей зоне. За годы войны суда Йоканьгской ВМБ сопроводили 700 транспортов (а вместе с внутренними коммуникациями — около 1800) и доставили более 2 млн. тонн груза.

После окончания войны, на базу стали прибывать новые военные корабли. А в 1959 году на Йоканьгскую ВМБ поступил первенец российского атомного флота – подводная лодка  К-3. В июле 1962 года, К-3 впервые в истории советского мореплавания совершила Арктический переход с пересечением точки Северного полюса. А в феврале 1966, лодки Йоканьгской базы совершили первое в мире групповое плавание вокруг света, пройдя под водой 25000 миль. Новый толчок к развитию поселка дал визит Л.И.Брежнева в 1967 году.

До конца 80-х годов атомоходы Йоканьгской ВМБ бороздили воды Северной Атлантики и Средиземного моря, наводя страх на политических противников СССР. Расположение базы являлось уникальным: со стороны моря ее закрывали острова, а подводная лодка через 15 минут после выхода из дока погружалась в воду. Это была единственная база на Севере, имевшая прямой выход в океан. Однако с окончанием холодной войны и началом политического и экономического переустройства России в 90-х годах, атомоходы все реже выходили на боевое дежурство, финансирование военных программ прекратилось. Наиболее дееспособные боевые экипажи и лодки ушли на другие базы, а с 1995 года Йоканьгская военная база становится Йоканьгским районом базирования. Сегодня Гремиха входит    в   Северо-Западный центр по обращению с радиоактивными отходами «СевРАО» (филиал ФГУП «РосРАО»). На ее территории производится выемка реакторов атомных подводных лодок (АПЛ) из подготовленных к утилизации отсеков, в том числе чрезвычайно сложная работа по извлечению отработавшей выемной части (ОВЧ) из реактора аварийной АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем.

Однако отработанное ядерное топливо (ОЯТ), выгруженное из водо-водяных реакторов атомных подводных лодок Северного флота, до последнего времени хранилось в Гремихе. И только в 2006 году начался совместный проект Комиссариата по атомной энергии (КАЭ) Франции и Госкорпорации «Росатом» по вывозу отработанного ядерного топлива. К тому времени ОЯТ не вывозили уже 14 лет, с 1992 года, так как объект не соответствовал современным требованиям ядерной безопасности. За последние шесть лет восстановили необходимую для вывоза топлива инфраструктуру, разработана нормативно-техническая документация, переоборудован контейнеровоз «Серебрянка». С 2008 по 2010 года с территории бывшей ВМБ вывезено 14 транспортно-упаковочных комплектов, а с 2010 года, с помощью специально разработанного оборудования, из Гремихи вывезено 12 контейнеров ТУК-18 с некондиционным топливом. На сегодняшний день, в Мурманской области находятся еще две бывшие береговые базы Северного флота, на которых сейчас ведутся работы «СевРао» — Андреева губа и Сайда губа.

Подписанное в 1998 году постановление Правительства передает береговые технические базы ВМФ в ведение Росатома, им же распределяется ответственность за утилизацию атомных лодок. Всего к концу 1997 года, в отстое находится 122 атомные подводные лодки, в том числе 105 из них с не выгруженными активными зонами. В рамках федеральной целевой программы по ядерной безопасности, за последние годы в предприятия Атомфлота было вложено около 1 млрд. рублей. На эти средства проделан большой объем работ по обеспечению ядерной безопасности. Приведены в ядерно-безопасное состояние выведенные из состава ВМФ атомные подводные лодки, все надводные корабли с ядерными энергетическими установками и суда атомного технологического обслуживания. Завершена выгрузка отработанного ядерного топлива со всех выведенных из эксплуатации АПЛ Камчатского региона. После паспортизации, контейнеры с радиоактивными отходами перенесены в специальное хранилище, сделаны бетонные саркофаги, где отходы могут безопасно храниться в течение 50 лет. К концу 2012 года около 800 емкостей с ядерными отходами будут перевезены на специальный полигон в Сайда Губе, построенный  при финансовой помощи правительства Германии и под авторским надзором их же специалистов. Большой объем проделанной работы связан с переносом ядерных материалов с судна «Лотта» в береговое хранилище отработавшего ядерного топлива. Этот проект проводился совместно с английской стороной в рамках глобального партнерства. В 2015 году начнется массовый вывоз ядерного топлива с Андреевой губы для переработки на ПО «Маяк». Уже идет подготовка инфраструктуры для этого события: монтируется большой 100-тонный кран, модернизируется причал, на котором будут происходить все работы с ОЯТ, ремонтируются подкрановые пути, делается береговой пост загрузки. Ускорение темпов утилизации списанных АПЛ было отнесено к важнейшим приоритетам России в экологической сфере и стало полем для широкого международного сотрудничества.

0 комментариев

Оставить комментарий


Введите символы с рисунка: