Путь интеграции систем управления


Смоленская АЭС стала «первопроходцем» среди атомных станций Росэнергоатома по интеграции существующих на предприятии систем управления в единое целое. О предпосылках преобразований, их важности и необходимости, пройденном пути рассказал заместитель главного инженера по производственно-техническому обеспечению и качеству Алексей Белявский.
Переходный период
– Масштабную работу по созданию интегрированной системы управления можно разделить на два больших этапа, – отмечает Алексей Александрович. – Первый стартовал в 2010 году при подготовке к миссии ОСАРТ на Смоленской АЭС. Руководство атомной станции приняло решение об объединении трех отдельных сертифицированных систем менеджмента: качества, экологического менеджмента, профессиональной безопасности и здоровья в единую интегрированную систему управления. При ее формировании были учтены как требования международных стандартов ISO и OHSAS, так и требования стандарта МАГАТЭ «Система управления для предприятий и видов деятельности».
Возглавил работы по внедрению интегрированной системы управления Александр Паршин, в то время заместитель главного инженера по производственно-техническому обеспечению и качеству. В состав рабочей группы были включены сотрудники четырех отделов: управления качеством, охраны окружающей среды, охраны труда, ядерной безопасности и надежности.
К построению единой концепции применили управленческий цикл Деминга «планирование – осуществление – проверка – действие» и процессный подход.
Группе ставились задачи:
• объединить системы менеджмента в единую систему управления (исключение разделений требований по различным системам управления);
• пересмотреть процессы филиала;
• оптимизировать процедуры, регламентирующие системы управления.
– Переход на интегрированную систему управления был сложный, – подчеркивает Алексей Белявский. – Многие вопросы носили исключительно организационный характер, но были успешно решены. Например, непонимание со стороны подразделений, сложность формирования общих процедур (требовалось учесть все мнения). Для этого были проведены миссия технической поддержки ВАО АЭС, обучающие семинары, составлен подробный план перехода к ИСУ. Еженедельно на совещаниях с подразделениями обсуждали текущие вопросы.
 
По мировым стандартам
В 2012 году по результатам сертификационного аудита Смоленской АЭС был получен международный сертификат.
– С того времени произошли изменения в подходах к производству, эксплуатационному порядку, качеству, охране труда, ведению документации, – продолжает Алексей Александрович. – Были проанализированы целевые ориентиры руководства, организационная структура и функциональные ответственности, стратегическое планирование, распределение ресурсов, кадровая политика, взаимодействие с эксплуатирующей организацией, подрядчиками, надзорными органами и общественностью.
Ежегодно в ходе инспекционных аудитов подтверждалось, что система управления Смоленской АЭС жизнеспособна, организованы коммуникации между руководством и персоналом, вся информация для персонала доступна на электронных ресурсах, на стендах в каждом подразделении, она актуальна, постоянно обновляется.
 
Новый этап – новые задачи
Второй глобальный этап трансформации пришелся на 2016 год – внедрение ИСУ в центральном аппарате Росэнергоатома. Одна из главных задач – приведение действующей на станции интегрированной системы управления в соответствие с требованиями корпоративной системы концерна.
В 2018 году при проведении корпоративной миссии ОСАРТ на примере Смоленской АЭС была оценена система взаимодействия между эксплуатирующей организацией и филиалами, устанавливающая общие правила деятельности. Данная система взаимодействия получила достаточно высокую оценку со стороны экспертов МАГАТЭ.
В действовавшей ранее системе управления эксплуатирующей организации сделан переход на матричную систему, четко описан 61 процесс с опорой на требования новых документов МАГАТЭ и Ростехнадзора, назначены владельцы процессов. В единое целое объединены все функциональные области: безопасность, качество, охрана труда, охрана окружающей среды, физическая защита, экономика, энергетическая эффективность, социальная ответственность и другие.
Процессная модель отражает всю деятельность Росэнергоатома с учетом положения в отрасли и на внешнем рынке. Требования ИСУ и показатели деятельности концерна должны реализовываться на всех предприятиях с учетом процессов, которые применимы для АЭС.
 
Точки роста
– На Смоленскую станцию декомпозирован 51 процесс, охватывающий все основные вопросы жизнедеятельности АЭС: безопасность, производство электрической и тепловой энергии, обращение с ядерным топливом, внутренний контроль безопасности и качества, техническое обслуживание и ремонт, модернизация и ПСЭ и так далее, – рассказывает заместитель главного инженера. –
Вся система ориентирована на совместное принятие решений с учетом влияния на безопасность. Это наш безусловный приоритет.
Для отражения взаимосвязи между процессами запущена автоматизированная программа «ARIS», которая графически визуализирует производственную деятельность. С ее помощью руководители смогут вести мониторинг и анализировать информацию, требующуюся для своевременного реагирования на ситуацию и принятия управленческих решений. В соответствии с новым стандартом МАГАТЭ развивается риск-ориентированное мышление, то есть риски, которые могут привести к отклонениям от запланированных результатов, оцениваются заранее.
– Несмотря на сложность и трудоемкость построения ИСУ, мы видим очевидные плюсы от ее наличия, – отмечает Алексей Белявский. – Объединение всей деятельности в единую систему управления минимизирует функциональную разобщенность, оптимизирует количество процедур, состав документации, устанавливает ясную систему обязанностей и ответственности, исключает нерациональное использование ресурсов, облегчает руководству выполнение контроля, помогает определять области, требующие улучшения. Безусловно, общий результат от согласованных действий выше, чем простая сумма отдельных результатов.
Внешние условия постоянно меняются, изменяются технические и организационные подходы и требования. Отслеживать тенденции их развития способна только система, всегда готовая к совершенствованию. Именно такой является ИСУ.

4 комментария

avatar
  • s360
  • 0
Интересно, что на это скажет FIO?
avatar А что FIO эксперт во всех вопросах?)))
avatar Для этого не надо быть экспертом, кстати, что это такое.
Тут всплывало про множество отдельных логинов в разные системы. Тогда какое это интегрирование?
avatar Скажу, что вся эта херня не касается производства. И это хорошо.
Ну то есть насоздавали отделов, где сидят ээээ… специалисты, назовем их так, и чо-та там себе кропают какие-то бамажки, отчеты, самопроверки, целевые проверки.
Они пробовали надоедать этим тем, кто реально работает, но в результате многих посылов, когда вежливых, а когда и не очень — таки отстали.
Теперь сами с собой сидят, что-то там пишут, куда-то отчитываются...
В «целевых проверках качества ИСУ» обычно замечания вида «в таком-то журнале нет такого-то штампа».
Ну и ладно, нашли-устранили, и всем хорошо.
Зато Ксения вот такие заметки может бравурные писать, ну и пусть тоже занимается ))
Лишь бы не лезли в производство.

Оставить комментарий