Эхо Великой войны

Смоленские атомщики подняли самолет Ла-5 времен Великой Отечественной войны

75 лет боевой истребитель Ла-5 и советский летчик пролежали под землей в лесах Калужской области. Их подняли бойцы поисковых отрядов «Обелиск» Смоленской АЭС, «Русь» УМВД по Калужской области и активисты организации молодых атомщиков 24-25 апреля. По номерным фрагментам самолета они надеются установить имя погибшего героя.  
Легенда подтвердилась
Легенду о падении боевой машины поисковики услышали во время одной экспедиции от жителей калужской деревни.
– Рассказывали, что наш самолет бился с немецким. Оба загорелись и разошлись в разные стороны. Вражеская машина сразу упала, наш же «потянул» в сторону своих и пропал в лесу, – вспоминает командир отряда «Обелиск» Алексей Тимофеев. – Позже место гибели советского истребителя указал местный егерь. Поисковая разведка подтвердила сведения.
Некоторые фрагменты и детали машины лежали прямо на поверхности. По донцу разбросанных вокруг гильз поисковики прочитали год выпуска – 1943. Вероятно, самолет потерпел крушение во время Смоленской наступательной операции.
 
Финал напряженной работы
Поднятие останков и ценных исторических находок времен Великой Отечественной войны – финал большой напряженной работы. Подготовка стартовала в ноябре 2017 года.
– Отрабатывали информацию по самолету в архиве, оформляли документацию, готовили техническое обеспечение, прокладывали маршрут и дорогу по лесу до площадки подъема – труднодоступного места. Делали волокуши-сани, чтобы доставить поисковое снаряжение, а потом вывезти фрагменты самолета, – отметил Алексей Тимофеев. – В подготовке нам помогали волонтеры организации молодых атомщиков, руководители подразделений Смоленской АЭС. Мы собрали в один «кулак» все силы, технику, материалы, средства, чтобы за очень короткий срок – 2 дня – поднять останки истребителя. Потому что на месте раскопа очень быстро образуется озеро, и потом отработать на этой площадке более трудно.
В первый день копали до темноты, чтобы максимально подготовить площадку. Постоянно прибывала вода, помпа практически не переставала работать. Второй день был легче, отрабатывали непосредственно подъем останков самолета и летчика.
– К счастью, номерная деталь самолета сохранилась. Теперь предстоит работа в Центральном архиве Министерства обороны РФ, чтобы установить имя пилота. Надеюсь, это не займет много времени, так как практически все машины, вылетавшие
в 1943 году, были учтены, – рассказывает командир отряда «Обелиск». – Сейчас поднятые фрагменты истребителя хранятся в нашем реставрационном ангаре. Часть из них пополнит экспозицию Десногорского поискового музея, некоторые детали передадим коллегам, которые занимаются реставрацией Ла-5.

0 комментариев

Оставить комментарий