Крылатый символ Победы


Второй год группа энтузиастов во главе с Алексеем Тимофеевым, командиром поискового отряда «Обелиск» Смоленской АЭС, реставрирует героический штурмовик ИЛ-2 времен Великой Отечественной войны. Завершить воссоздание полной копии боевой машины авиареставраторы планируют к 75-й годовщине Великой Победы, чтобы к маю 2020 года установить ее на Кургане Славы, в музее Великой Отечественной войны под открытым небом.
 
Завершена «черновая» сборка
В реставрации задействованы детали четырёх самолетов ИЛ-2, поднятых отрядом «Обелиск» в Калужской области. В основе будущего памятника – уцелевшие фрагменты боевых машин, принадлежавших экипажам Суходольский–Абрамов и Бондаренко–Вячеславов. Экипажи еще двух «самолетов-доноров» устанавливаются.
Еще год назад, истерзанные войной и временем обломки штурмовиков ИЛ-2, грудой металлолома лежали в ангаре. Сегодня военный штурмовик уже обрел свои черты: завершена «черновая» сборка бронекорпуса. В начале марта его вновь разберут, чтобы загрунтовать крепежи, провести финальную сборку и покрасить. Затем начнется сборка плоскостей, центроплана, фюзеляжа, кабины, так называемого «фонаря».
 
Рады любой помощи
Главная движущая сила проекта по созданию исторического памятника ИЛ-2 — энтузиазм любителей-авиареконструкторов. Основной костяк рабочей группы — сотрудники Смоленской АЭС: Алексей Тимофеев, Олег Дормидонтов, Константин Маяченков, Сергей Бурдов, Владимир Орешкин, Павел Бойков, Валерий Порошин, Евгений Чураков, Виктор Челядин. По возможности подключаются ребята из организации молодых атомщиков, волонтеры «Атомэнергоремонта».
— Бывали случаи, что предлагали помощь даже совершенно незнакомые люди: кто-то камни для шлифовальной машинки передал, кто-то преобразователь…, — рассказывает Алексей Тимофеев. – Большую поддержку нам оказывает Смоленская атомная станция и лично директор Павел Алексеевич Лубенский. Охотно откликаются на наши просьбы строительная корпорация «Щит», организации «Стройтехиндустрия» и «ЭЦН». Мы рады любой помощи, ведь в реконструкцию самолета по большому счету мы вкладываем не только свои силы и время, но и средства. В ближайшее время Объединение поисковых отрядов АЭС России получит юридический статус. Это решит многие проблемы с финансированием деятельности поискового объединения, в том числе, проекта по реконструкции самолета и созданию музея под открытым небом.
 
Опыт – дело наживное
Реставрация самолета началась практически с нуля. По кусочкам собиралась буквально каждая деталь брони «боевой птицы». На «поле пазлов», так поисковики называют площадку, где аккуратно разложены фрагменты ИЛ-2, было более двух тысяч изогнутых, ржавых фрагментов самолетов-доноров. Больше 8 месяцев ушло на их сортировку и подгонку друг к другу. Затем собранные «пазлы» сваривали, зачищали швы, обрабатывали от коррозии и только после этого клепали готовые детали на корпус штурмовика. Работа кропотливая, трудоемкая.
— Маслокорзину собрали из 6 фрагментов, деталь моторного отсека – из 4-х. И это более-менее целые детали. Остальное же все ломаное. Есть такие части брони, которые собраны из 17 кусков, — рассказывает Алексей Тимофеев. – А в каком ужасном состоянии был центроплан – просто ржавые ломаные палки! Многие его части пришлось изготавливать самим. Тысячи клепок ребята сделали.
Глядя на то, как идет работа над восстановлением самолета, даже не верится, что у этих ребят нет опыта реставрации боевых машин.
— Главное — начать, а там дело будет спориться, тем более команда подобралась хорошая, все горят общим делом. Когда собрали моторный отсек, вставили центроплан, и самолет начал обретать свои черты, мы поверили сами в себя, — признается Владимир Орешкин. – Я получаю большое удовлетворение от этой работы, радость, что наконец-то разрозненные куски железа теперь приобретают единую форму.
 
Обращение к потомкам
Каждую выдавшуюся свободную минуту — между сменами, после работы, на выходных и праздниках — авиареставраторы посвящают самолёту. Что движет этими энтузиастами, ведь у каждого семьи, есть даже многодетные отцы, свои проблемы и заботы?
— Мы хотим воссоздать полную копию героического штурмовика, который нагонял страх на фашистов. Это очень ценный исторический артефакт. Хочется все сделать быстрее, чтобы увидеть конечный результат, — говорит Олег Дормидонтов, для которого увековечивание памяти героев войны — дело всей его жизни, более 40 лет он посвятил поисковой работе.
Павел Бойков, хоть и не поисковик, но идет в ногу с бойцами отряда «Обелиск», вместе с ними поднимал ИЛ-2 из болота. Когда предложили помочь в реставрации самолета, с радостью согласился.
— Самолеты мне близки по духу, с детства увлекаюсь авиамоделированием, поэтому было интересно принять участие в восстановлении штурмовика. Но не это самое главное. Считаю этот проект очень важным для патриотического воспитания подрастающего поколения, — утверждает Павел. – Молодежь должна воочию видеть свидетельства войны, прикасаться к истории нашей страны, только так в них будет крепнуть любовь к Родине, уважение и почитание людей, отдавших жизнь за мир.

0 комментариев

Оставить комментарий