«Всё под контролем надёжных людей»

 
«А у вас здесь высажены специальные породы деревьев, чтобы задерживать радиацию?». «А где у вас в реакторе графит?». «А рыбу из водохранилища есть можно?». «А выпускник института сразу начинает управлять оборудованием, или вы его дополнительно обучаете?». «А как запускают ядерную реакцию в реакторе?». Вопросы были самые разные.
 

 
Нет, деревья вокруг станции самые обыкновенные, потому что радиация не выходит за барьеры безопасности реакторного отделения. Графит применяется в канальных водографитовых реакторах типа РБМК, а у нас работают совсем другие реакторы – на быстрых нейтронах. Рыбу, с точки зрения радиационной безопасности, есть, разумеется, можно: её с успехом потребляют тысячи рыболовов из Екатеринбурга и других городов, оставляя после себя на льду Белоярского водохранилища много мусора, который по весне уходит в воду (вот это – действительно экологическая проблема). Выпускник института начинает с самых простых рабочих специальностей, за несколько лет проходит длинную цепочку должностей, на каждой из них сдавая экзамены, стажируясь и получая опыт работы, и только затем садится за пульт управления. Чтобы впервые запустить ядерную реакцию в новом реакторе, в его активную зону помещают источник нейтронов, содержащий специальные изотопы… И так далее.
 

 
В рамках информационно-образовательного проекта «День учителя на объектах атомной отрасли», организатором которого выступил «Информационный центр по атомной энергии в Свердловской области» (г.Екатеринбург), около 80 школьных учителей из столицы Среднего Урала в течение нескольких дней посетили с экскурсиями Белоярскую АЭС.
 

 
Гостям рассказали историю Белоярской АЭС, дальнейшую судьбу окончательно остановленных энергоблоков №№ 1 и 2 с реакторами АМБ-100 и АМБ-200. С помощью электрифицированных макетов ознакомили с реакторами на быстрых нейтронах: их технологическими особенностями, аспектами безопасности и особой значимостью для будущего атомной энергетики, для замыкания ядерно-топливного цикла. Поведали о модернизации и перспективах дальнейшего продления расчётного срока эксплуатации БН-600, о технологических новшествах БН-800.
 

 
Педагоги побывали в машинном зале, где особенно отметили шум турбин (хотя на школьной перемене уровень децибелов, наверное, не меньше) и нагретый воздух (недаром в небольшой открытой «оранжерее», расположенной по соседству с турбинами, растут лимоны). Полюбовались через смотровое окно на работу операторов блочного щита управления.
 

 
Некоторое сожаление учителей вызвало прекращение доступа экскурсантов в реакторный зал, где можно было полюбоваться на БН-600.
Действительно, в былые времена, на протяжении многих лет, все совершеннолетние (в возрасте 18+) экскурсанты надевали поверх своей одежды белые халаты, шапочки, переобувались в спецобувь и посещали зону контролируемого доступа (ЗКД) атомного энергоблока.
Позитивные эмоции рождались на каждом шагу: своя группа, на вид превратившаяся то ли в «пекарей», то ли в «медиков»; толстая дверь в реакторное отделение (даже находились желающие пошевелить её, чтобы почувствовать огромный вес); панорама «сердца» атомной станции – реакторного зала; прохождение сквозь автоматические установки радиационного контроля на выходе из ЗКД…
Но современные правила требуют для посещения ЗКД полного (вплоть до нательного белья) переодевания не только работников, но даже кратковременных посетителей-экскурсантов в спецодежду. А на гостевом маршруте энергоблока таких помещений, где можно было бы полностью переодеть пару десятков экскурсантов, да ещё и разного пола, к сожалению, не имеется.
 

 
Разумеется, большой и серьёзный объём информации за полтора часа экскурсии трудно воспринять «на слух» и усвоить. Поэтому педагогам, которых заинтересовала тема атомной энергетики, рекомендовали обратиться к материалам виртуальной экскурсии в блоге Белоярской АЭС: их можно в любое время освежить в памяти и осмыслить не торопясь.
Прямые ссылки на посты виртуальной «Экскурсии на Белоярскую АЭС»:
часть 1 http://publicatom.ru/blog/Belnpp/13931.html
часть 2 http://publicatom.ru/blog/Belnpp/13932.html
часть 3 http://publicatom.ru/blog/Belnpp/13933.html
часть 4 http://publicatom.ru/blog/Belnpp/13934.html
часть 5 http://publicatom.ru/blog/Belnpp/13935.html
часть 6 http://publicatom.ru/blog/Belnpp/13936.html
часть 7 http://publicatom.ru/blog/Belnpp/13937.html
часть 8 http://publicatom.ru/blog/Belnpp/13938.html
часть 9 http://publicatom.ru/blog/Belnpp/13939.html
 

 
После экскурсии учителя поделились своими впечатлениями.
 

 
Ирина Станиславовна Игошева, зам.директора и учитель химии школы № 164 Кировского района Екатеринбурга: «Я впервые на Белоярской АЭС. Мы получили новые знания и массу впечатлений. Хотелось бы организовать сюда экскурсии учащихся нашей школы, особенно тех, кто готовится поступать в Уральский Федеральный университет. Я – классный руководитель в 11 классе, и знаю, что потребность получения инженерно-технического образования у выпускников велика, поэтому посещение Белоярской АЭС будет для них полезно».
 

 
Коллегу поддержал Александр Васильевич Сесин, учитель биологии этой же школы: «Впечатления замечательные, начиная с проходной: видно, что враг на атомную станцию не проползёт. Турбинный зал впечатлил своим размером, своими характеристиками. Немного «прикоснулись» и поняли работу инженеров на блочном щите управления. Узнали, как работает атомная станция, что она безопасна, и неприятных сюрпризов не ждём: здесь всё под контролем надёжных людей».
 

2 комментария

avatar О-го! Сам зам.руководителя Управления ИОС экскурсию проводит. Это как в том анекдоте про удивлённого ГАИшника: «Не знаю, кто там в машине сидит, но шофёр у него- полковник!» :)
avatar Правильно писать: информационный центр по атомной энергии Екатеринбурга.

Оставить комментарий